Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Доступная среда» является многоцелевой государственной программой, направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду физических или психических заболеваний. Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…” Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Инклюзивное образование в ДОУ организовано в следующих формах:
-в
ДОУ в очной форме;
-через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (посредством консультативного пункта). В нашем детском саду организовано образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов совместно с другими воспитанниками в группах общеразвивающей направленности. Содержание образовательной деятельности и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Основанием для организации такого обучения является заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Инклюзивная практика в детском саду осуществляется в течениевсей образовательной деятельности:
•
индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным
руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
•активных
действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом
помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
•совместной
деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми;
•приема
пищи и
дневного сна;
•фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
•праздников, конкурсов, экскурсий и т.д.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Для развития творческих способностей ребёнка с ОВЗ и его социальной адаптации в ДОУ организуется его участие в творческих выставках, организуются персональные выставки, поддержка участия детей в конкурсах различного уровня. С родителями (законными представителями) установлены доверительные партнерские отношения, разрабатываются совместные действия, направленные на поддержку ребенка. Усилия педагогов поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Корпус №1
осуществляет образовательную деятельность по ООП
МБДОУ: детский сад «Рыбка» на
основе программы «Детский сад по системе Монтессори» под
редакцией Е. А. Хилтунен. Для
этого приобретены дидактические
материалы, использование которых предусматривает работу с детьми с ОВЗ.
В МБДОУ предусмотрено получение дополнительного образования детьми с особыми образовательными потребностями. Из 21 дополнительной образовательной услуги, предлагаемой
детским садом, 16 программ предусматривают использование их для детей с ОВЗ и инвалидов. Это программы по тестопластике, легоконструированию,
занимательному обучению на интерактивном столе, хореографии, ручному
творчеству и др. Особая работа с детьми с ОВЗ и инвалидами ведется на кружках театральной
деятельности и занимательной математики.
У родителей воспитанников пользуются особым спросом дополнительная образовательная услуга психолого-педагогического консультационного центра, где оказываются платные услуги по
консультированию и проведение
индивидуальных занятий с детьми.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В учреждении 11 групповых помещений.
Кроме того, групповых комнат с отдельными спальнями, приемными, туалетами и
моечными. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в
том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья. Все помещения оснащены необходимой детской мебелью, комплектами
игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их
возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений
соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая
предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития дошкольников.
Подбор оборудования осуществляется в соответствии с основной образовательной
программой учреждения и с учетом требований по организации средовых условий
пребывания и обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
Внутреннее пространство учреждения,
помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие
осуществлять развитие детей:
1.
Музыкальный зал, обеспечен музыкальными инструментами, костюмами, детскими стульями,
музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном
помещении имеется интерактивная доска.
2.
Кабинет музыкальных руководителей, оснащенный синтезатором, детской
мебелью, ноутбуками для музыкальных руководителей, мебелью для взрослых.
Кабинет используется для проведения индивидуальных занятий с воспитанниками,
подгрупповых репетиций, совещаний при подготовке музыкальных мероприятий и
участия в конкурсах.
3.
Два кабинета учителей-логопедов, два кабинета учителей-дефектологов (один в
речевом центре учреждения) предназначены
для проведения диагностического обследования процессов когнитивного развития и речевого
развития детей дошкольного возраста, проведения индивидуальных занятий с
детьми. Оснащение кабинетов: интерактивные логопедические зеркала для
индивидуальной работы, ноутбуки с выходом в Интернет, шкафы для хранения
пособий, мебель для детей, стол, стулья для работы специалистов с
документацией.
Учебно-методические пособия: а) для
коррекционной логопедической работы: по звукопроизношению (речевые профили
звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для
автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков,
речевое домино, логопедическое лото, речевые домики); по фонетическому восприятию
(наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха); по лексическому
запасу (дидактические игры, наборы картинок); по связной речи (наборы
предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной
сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления
описательных рассказов); методическая литература по разделам б) для
обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления: (счетный
материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок
«Четвертый лишний», набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр
«Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы». в) картотеки:
(артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные
упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки,
чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации. г) пособия и материалы:
на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные
пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы,
трафареты); по обучению грамоте (настенная азбука, кассы букв и слогов,
предметные картинки на каждую букву, трафарет, схемы артикуляции звуков,
материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
4.
Структурное подразделение учреждения – Центр развития и коррекции речи
«Говоруша». Помещения Центра: кабинет учителя-дефектолога, комната для
проведения занятий по лечебной физкультуре (с необходимым физкультурным
оборудованием). медицинский блок с необходимой мебелью и оборудованием для оказания медицинских услуг:
- «Аппарат ПОТОК», который улучшает
функционирование головного и спинного мозга, понижает мышечный тонус, укрепляет
иммунитет и повышает защитные силы организма;
- Аппарат низкочастотной физиотерапии
"Амплипульс-5Бр", для восстановления работы нервной системы
(двигательные нарушения в виде центральных и периферических порезов) и при нарушениях работы органов дыхания;
- Аппарат магнитотерапевтический
"Вега Плюс", помогающий при
восстановлении после переломов и травм, поражении периферических нервов:
невралгии и защемлении, болезни бронхов, легких и ЛОР-органов.
- аппарат низкочастотной
магнитотерапии АМТ-02 "Магнитер"
для лечения заболеваний
позвоночника, профилактики и лечении простудных заболеваний, заболеваний
органов дыхания, коррекции иммунодефицитов;
- Облучатель
ультрафиолетовый ОУФд-01 " Солнышко" при лечении гриппа, ОРВИ и
осложнения после них, при заболеваниях слухового прохода, горла и носа;
- Ингалятор компрессорный OMRON Comp Air
(NE-C28-RU) с принадлежностями
(оборудование для повышения
эффективности лечения астмы, хронического бронхита, кашля и респираторных
заболеваний аллергической и прочей этиологии4
- аппарат «РЕАМЕД-ПОЛЯРИС» для
проведения процедуры микрополяризации, у больных с заболеваниями центральной
нервной системы (детский церебральный паралич, задержка психического и речевого
развития, инфекционное и травматическое поражение головного мозга), с
неврозами, нарушениями зрительных функций (амблиопия, нистагм, косоглазие),
нарушениями слуховых функций и множеством других нарушений здоровья;
-аппарат для терапии электросном
«Нейросон» применяется при нервно-психических расстройствах, заболеваниях
различных органов и систем, восстановление после травм и т. п.
У детского сада есть
медицинская лицензия на оказание учреждением услуг подобного рода, и сформирован
штат медицинских сотрудников Центра.
5. Кабинет
педагога-психолога, оснащен зеркалом, шкафами для хранения пособий; столом и
стульями для детей (для проведения индивидуальных занятий); стулья для работы
педагога-психолога с документацией, для оказания консультативной помощи
родителям воспитанников, есть стимульный материал к диагностико-коррекционным
методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией).
6. Методический кабинет,
обеспеченный программно-методической литературой необходимой для ведения
педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы,
материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и
работы с педагогами (с выходом в Интернет). Кабинет оборудован двумя принтерами
(черно-белый и цветной).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Внутреннее пространство учреждения,
помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие
осуществлять развитие детей и могут быть использованы инвалидами и лицами с ОВЗ:
1.Музыкальный зал, обеспечен музыкальными инструментами, костюмами, детскими стульями,
музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном
помещении имеется интерактивная доска.
2.Кабинет музыкальных руководителей, оснащенный синтезатором, детской
мебелью, ноутбуками для музыкальных руководителей, мебелью для взрослых.
Кабинет используется для проведения индивидуальных занятий с воспитанниками,
подгрупповых репетиций, совещаний при подготовке музыкальных мероприятий и
участия в конкурсах.
3.Два кабинета учителей-логопедов, два кабинета учителей-дефектологов (один в
речевом центре учреждения) предназначены
для проведения диагностического обследования процессов когнитивного развития и речевого
развития детей дошкольного возраста, проведения индивидуальных занятий с
детьми. Оснащение кабинетов: интерактивные логопедические зеркала для
индивидуальной работы, ноутбуки с выходом в Интернет, шкафы для хранения
пособий, мебель для детей, стол, стулья для работы специалистов с
документацией.
4.Кабинет
педагога-психолога, оснащен зеркалом, шкафами для хранения пособий; столом и
стульями для детей (для проведения индивидуальных занятий); стулья для работы
педагога-психолога с документацией, для оказания консультативной помощи
родителям воспитанников, есть стимульный материал к диагностико-коррекционным
методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованного помещения для
размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в
методическом кабинете и группах.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В структурном подразделении учреждения имеется помещение для занятий ЛФК. Кроме того, на территории детского сада оборудована спортивная площадка, где под руководством педагога ЛФК, с использованием специального оборудования, организуются занятия для детей с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специального оборудования: утяжеленное одеяло «Гречишное», сухой бассейн, логопедические зонды, фиброоптический модуль «Тучка», воздушно-пузырьковая колонна, световой песочный стол, кресло для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, мобильный комплекс «Делюкс» (ультрафиолетовое оборудование в чемодане).
Кроме того используется дидактическое пособие программы "Вдохновение" авторов Н. Б. Лаврентьевой, М. М, Либлинг, О. И. Кукушкиной "Личный букварь" для использования в процессе обучения детей с РАС и детей, не имеющих проблем здоровья, но испытывающих трудности в освоении осмысленного чтения.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Детский сад имеет три корпуса, соединенных переходами с дверями. Каждая дверь имеет кнопку вызова персонала, электронный замок.Вход в здание оборудован съемным пандусом.При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо. Лестничные марши оборудованы разноуровневыми перилами. В групповых комнатах имеются поручни для передвижения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Специально оборудованные санитарно- гигиенические помещения: установлены поручни.
Дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля
Специальные условия питания
Организовано 4-х разовое питание
(завтрак, обед, полдник, ужин). Для организации питания (хранения,
приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий)
функционирует пищеблок с подсобными помещениями, оснащённый: технологическим
оборудованием (производственные столы, электрическая плита, электромясорубка,
контрольные весы, стеллажи, жарочный шкаф); холодильным оборудованием (средне –
и низкотемпературные холодильные шкафы); моечным оборудованием (моечные ванны,
раковина для мытья рук); инвентарём, посудой. Для организации питания детей в
группах (подготовка готовых блюд к раздаче; мытьё столовой посуды) оборудованы
буфетные, в которых размещены посуда и столовые приборы, мелкий инвентарь;
двухсекционные ванны, стеллажи для просушивания посуды; хозяйственные шкафы.
Организация питания
осуществляется в соответствии сСанитарными правилами СП
2.4.3648-20.Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» и методическими рекомендациями к организации общественного питания
населения МР 2.3.6.0233-21 и примерным 10-дневным меню для детей от 1,5 до 3
лет, для детей от 3 до 7 лет, для детей с ОВЗ, разработанным с учетом
физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей раннего и
дошкольного возраста, утвержденного заведующим Учреждения. На каждое блюдо для
примерного 10-дневного меню разработаны технологические карты.
Для детей с
аллергическими реакциями составляется индивидуальное меню, в котором проводится
необходимая замена продуктов с учетом особенностей каждого ребенка. Медицинские
работники и педагоги детского сада старого следят за четкостью его исполнения.
Детям с ОВЗ и инвалидам, согласно законодательству, предоставляется дополнительное питание.
Успех организации питания в нашем
детском саду достигнут выполнением режима, норм питания и калорийности,
индивидуальным подходом к детям, имеющим аллергию на различные продукты
питания, заболевания ЖКТ и т.д., витаминизацией блюд, учетом естественных
потребностей ребёнка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», на основании постановления Администрации Асиновского района Томской
области «Об установлении размера родительской платы за присмотр и уход за
детьми в образовательных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования»
родительская плата за присмотр и уход не взимается с категорий граждан, имеющих
детей-инвалидов.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья
воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья. В ДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты. Медицинское
обслуживание осуществляется по договору с Асиновской ЦРБ, в рамках которого:
организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников,
проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди
воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого-педагогический
консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного
психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных
возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными
образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями,
состоянием соматического и нервно- психического здоровья воспитанников. ППк
тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями
направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются
здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие
детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в
здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью
охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение
профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в
образовательном учреждении; осуществление систематического контроля за
физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; Обеспечение
контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей,
проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением
санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2021 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В образовательном процессе используется здоровьесберегающее оборудование В. Ф. Базарного: конторки, сенсорно-дидактические кресты Базарного, офтальмотренажер, лазерная указка. Инструктор по физической культуре использует в работе с детьми полусферу BOSU для формирования координационных способностей, развитие чувства равновесия, ловкости, фитбольные мячи.
В учреждении имеется медицинский кабинет.Он оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями: в медицинском кабинете имеется ростомер, весы, рабочий стол медсестры, кушетка, шкаф для хранения документации; детский стульчик; в процедурном кабинете – холодильник для хранения вакцины, шкаф для медикаментов, процедурный стол, кварцевая лампа.
На договорной основе с областным государственным бюджетным учреждением
здравоохранения «Асиновская детская районная поликлиника» в детском саду
организовано медицинское обслуживание воспитанников. Медицинский персонал (медсестра)
осуществляет:
— оперативный контроль
по проверке санитарного состояния групп;
— профилактические
прививки;
— ультрафиолетовое
облучение помещений;
— анализ
заболеваемости;
— беседы с родителями;
— консультации с
родителями часто болеющих детей;
— санитарно –
просветительскую работу с сотрудниками;
— оздоровление детей
(выполнение плана оздоровительной работы);
— контроль над
приготовлением пищи и режимом питания;
— заполнение журналов
на пищеблоке.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В целях информационного обеспечения
образовательного процесса в учреждении обеспечен доступ к информационным
системам и информационно телекоммуникационным сетям путем подключения к сети
Интернет.
Учреждение имеет свой сайт, электронную
почту, социальную страницу в ВКонтакте. Оборудованы рабочие места
(ноутбуки с выходом в интернет, принтеры): заведующего, делопроизводителя,
старших воспитателей, педагога-психолога, учителей-логопедов, музыкальных
руководителей, воспитателей. Доступ воспитанников к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям обеспечивается педагогами при
необходимости использования в рабочем процессе (проектная деятельность).
В детском саду имеется возможность
предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ и детям-инвалидам как в очном
(детском саду), так и в заочном (на дому) формате. На базе нашего учреждение
работает консультационный центр, который предоставляет бесплатную методическую,
психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям
(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим
получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Особые условия доступа к информационным
системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ
представлены при работе с официальным сайтом детского сада – версия для
слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельного свободного доступа к
электронным образовательным ресурсам воспитанники ДОУ, в том числе инвалиды и
лица с ограниченными возможностями здоровья не имеют. Использование электронных
образовательных ресурсов для использования инвалидами и лицами с ОВЗ в ДОУ возможно
при организации педагогами.
Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса педагогами ДОУ
используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные
материалы, мультимедийные презентации, обучающие программы.
Электронные образовательные
интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе.
Министерство образования и науки
Российской Федерации |
|
Федеральный портал «Российское
образование» |
|
Информационная система «Единое окно
доступа к образовательным ресурсам» |
|
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов |
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности.
На сайте
учреждения имеется раздел "Дистанционное образование", доступный для
инвалидови лиц с ограниченными возможностями здоровья в направлении
получения образовательных услуг дома.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
-ноутбуки,
-электронные планшеты,
-интерактивная доска и проектор
-колонки
-аудиомагнитофон
-интерактивный стол
-интерактивное логопедическое зеркало
- портативная колонка